ЛИКБЕЗ > ШКОЛА OFF-ROAD > Дисциплины мира off-road: Джип-триал

Что такое джип-триал

Джип триал — автомобильное соревнование, проходящее на закрытой естественной или искусственной трассе, расположенной на сильно пересеченной местности и разделенной на зачетные секции.

Джип-триал

Основным соревновательным фактором Джип-триала является безошибочное преодоление препятствий, обозначенных расположенными на трассе курсовыми воротами за минимальное время, не превышающее отведенный лимит времени. Как правило, мастерства организаторв хватает на то, чтобы найти «проблемы» в естественных складках местности, однако бывает и так, что добавляются искусственные препятствия (это не запрещено).

По Всероссийскому реестру видов спорта Джип-триал имеет коды с 166 089 по 166 093 и определяется как летний неигровой вид спорта.

Джип-триал

Звучит вроде бы не сложно, где подвох? Почему еще все близлежащие карьеры не кишат джиперами?

«уши» — это норма

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Считайте джип-триал буквальным воплощением этой поговорки. Когда человек неподготовленный бродит по трассе, у него ломается мозг и не отпускает лишь один вопрос – как здесь можно проехать? Поверьте, фотографии не передают и половины тех эмоций, что испытываешь, представляя будущие маневры перед заездом, и уж тем более – выполняя их за рулем спортивного автомобиля.

Имея некоторый опыт в различных внедорожных дисциплинах, стараюсь отбросить страхи и подумать о деле: просчитать траекторию, выстроить тактику, ведь по факту все проходимо – иначе быть не может. А руки тем временем машинально затягивают потуже четырехточечные ремни. Перевороты в джип-триале – будничное событие, фотографы так и ждут «ушей».

Успокаивали два момента. Штурманом-наставником в нашем экипаже согласился выступить опытнейший Роман Шатков, а «Нива» оказалась на редкость удобной в управлении. Ведь гоночный аппарат – как пиджак индивидуального пошива. Каждый пилот подгоняет эргономику машины под свои запросы, и не факт, что другому человеку посадка окажется впору.

Но Алексей Зюбанов не только заказал на «Ладу» оригинальные кресла, но и сохранил салазки продольной регулировки. Пусть механизм то и дело заедал, зато за рулем получилось устроиться правильно. В джип-триале, где тотальный контроль и чувство автомобиля жизненно необходимы, без этого пришлось бы туго.

В ней больше «нивы», чем ты думаешь

Алексей вспоминает: поначалу заботливо подкрашивал царапины и переживал за опрятность кузова. Но джипер предполагает, а рельеф располагает. После первого переворота «Нива» лишилась стекол, и затем каждые отчаянные «уши» купировали часть кузова – мятые элементы оказалось проще спиливать, попутно облегчая машину.

Результат виден на снимках: от стандартного внедорожника к концу 2020 года остался разве что изрядно пожеванный капот. Даже штурманская дверь уже заварена. По сути, Lada 4×4 превратилась в устрашающий «корч» — тотальный вездеход без свесов, ненужного декора и лишнего «жирка» из сытой гражданской жизни.

«Нива» для джип-триала

В подготовку «Нивы» для джип-триала суммарно «закопано» порядка 500 тысяч рублей. Но это экстремальный случай профессионального подхода. Новичок-любитель может стартовать и на стандартном внедорожнике — под категорию Д0 отводят менее суровые секции с минимальным риском повреждений. Для дебюта подойдет, например, новая Lada 4×4 — сейчас она стоит 523 900. Но эксперты советуют брать Suzuki Jimny или Samurai, которые выносливее и потребуют меньше затрат в будущем.

При этом по агрегатной части чемпионский инструмент джип-триала (Алексей не раз побеждал на этой машине) не так сильно отличается от стоковой «Нивы». Впрысковый бензиновый мотор ВАЗ-21214 (1,7 л, 83 л.с.) и механическую коробку так вообще оставили стандартными – фильтр нулевого сопротивления на впуске и обрезанный после выпускного коллектора выпуск не в счет.

Доделывать логично пришлось трансмиссию после раздатки и ходовую часть. Из заметных снаружи изменений – зубастые колеса Forward Safari 510 размерности 215/90-15С (порядка 31 дюйма на привычном джиперам языке) да лифтованная проставками примерно на 1,5 см подвеска с амортизаторами «РИФ». От глаз скрыты усиленные приводы, заваренный задний мост, короткие главные пары 4,44 и самоблок на передней оси.

Двойной подиум

— А вот теперь начинается настоящий джип-триал, — напутствовал участников главный организатор соревнования Алексей Меньшенин перед заключительной послеобеденной секцией. В двух словах гонщикам старших категорий, включая нашу Д3, предстояло взять другие пять ворот, спрятанных на заросшем лесом склоне оврага – человеку стоять на таком тяжело, не то что машине ехать.

Внизу болото, кругом деревья и цена ошибки выросла в разы. Даже опытные штурманы, посерьезнев, морщили лбы, никто не решался выйти на старт первым. Мы тоже не торопились, поскольку к концу гонки «Нива» все же начала уставать. Стало выбивать самую ходовую вторую передачу, оторвало от «поцелуя» с березой нижнюю петлю водительской двери – пришлось ее наскоро подвязать, чтобы не открывалась на ходу. Тревожно стала пощелкивать трансмиссия – сдюжила бы до финиша…

4x4  Под Оренбургом прошли соревнования по джип-триалу «Распутица-2017» :: Урал56.Ру. Новости Орска, Оренбурга и Оренбургской области.
«Нива» для джип-триала

Технику надо беречь, ведь штрафуется касание ленты или створа ворот любой деталью автомобиля. И, например, некстати открывшаяся дверь может изрядно подпортить результат.

Посмотрев на выступления соперников, Роман снова предложил ход конем – сознательно схватим штраф за задний ход, зато подкатим к нижним воротам в буреломе по более удобной траектории. «Нива» ныряет носом вниз, перед глазами – пропасть и по-муравьиному маленькие фигурки судей и фотографов. Без паники: аккуратно, на первой передаче сползаем, сухой грунт держит.

А вот на дне пошло труднее. На скользкой глине вперемешку с поваленным сухостоем Lada упорно отказывалась поворачивать как надо и плужила передними колесами. Возможно, дело бы облегчило временное отключение межосевой блокировки, но из опасения прикончить изнывающую трансмиссию я решил не тревожить агрегат.

Признаться, тогда я не думал – хромающий вездеход мог там у болота и остаться. Но «Нива» смогла, выдержала! Представитель редакции Motor1 Россия впервые выиграл джип-триал в категории Open, попутно забравшись на третью ступень подиума в классе Д3 чемпионата Московской области. Мы ушли отмечать победу, а вам предлагаем окунуться в атмосферу джип-триала посредством динамичного ролика, подготовленного Off-Road Media специально для читателей Motor1.

Спросите, откуда в кадре BMW? А это то, что делает с людьми жажда приключений и борьбы. Когда ломается «боевой» внедорожник без шансов починиться на месте, пилот с разрешения судей продолжает сражаться на… обычной заднеприводной «трешке» Е30! Конечно, полностью пройти секцию низкий седан не смог, но боролся достойно и даже взял несколько ворот.

P.S. Благодарим Алексея Зюбанова за предоставленный автомобиль. Алексея Меньшенина за приглашение. Григория Резвова, Владимира Язынина, Off-RoadMediaи лично Екатерину Кузовову за фотографии и видео.

Зрелищность

Неоспоримым плюсом джип-триала является его зрелищность! Зрители находятся за ограждающей секцию лентой, им отлично видно всю автомобильную драму на сцене спецучастка, есть раздолье для любителей фотографии — можно быстро менять ракурс, делать крупные планы.

Многие опытные зрители ставят тут же рядом мангал, походную мебель и на зависть остальным следят за выступлением с максимальным комфортом.

Джип-триал

Также столь компактное расположение участников и препятствий создают благоприятную среду для размещения спонсорами своей рекламы, баннеры, наклейки на машинах, все это отчетливо видно и легко контролируется. Вот где организаторы трофи пускают нескупую мужскую слюну… им, с их болотами в квадрате на десятки километров, о подобной зрелищности только мечтать.

Классы джип-триал

Такие соревнования также разделяются на классы, соответствующие тем или иным машинам. Триал-классов всего пять:

1.  Оригинал (Original) –класс, основным требованием, которого является наличие внедорожника без каких-либо наворотов. В идеале – машина в том же состоянии, что и была выпущена с конвейера на заводе, однако разрешается модифицировать машину соответственно более новым версиям, выпущенным этой же фирмой.

Участвовать тут может практически каждый желающий. Существуют также некоторые ограничения, призванные сделать игру более захватывающей и честной. Размер покрышек машины ограничен 825 х 275 мм с целью предотвращения аварий, пожаров, поломок двигателей и прочих неожиданностей. Причиной этому – недостаточная мощность заводских двигателей так, как правила запрещают их модификацию.  Глубина протектора ограничена в  максимальные 16 мм.

2.  Стандарт (Standart) – по сути это тот же оригинал, но с некоторыми изменениями. В этом классе разрешены следующие модификации:

  • Лифт кузова ограничен 5 сантиметрами.
  • Тюнинг подвески машины с сохранением ее типа (рессоры/пружины/ресоро-пружины).  
  • Максимальный размер покрышек немного больше, чем в оригинале —  900 х 320 мм.,  
  • Глубина протектора увеличена на 5 мм и составляет целые 2 сантиметра.
  • Разрешается тюнинг двигателя за исключением его кардинальной переделки или полной замены и установки дополнительных систем таких, как: нитро-оксидной системы, турбо или простого наддува двигателя.
  • Менять тип оригинального привода тоже запрещено. Но в этом классе разрешены любые типы блокировки дифференциалов.

3.  Модифайт (Modified) – разрешены практически любые модификации, но обязательным условием является соблюдение типа прежней системы. Так, вы можете, например, поставить мосты от другой машины, но их тип должен соответствовать вашему стандартному мосту и. т. д.

4.  Промодифайт (Promodified) – тут у участников полная свобода мысли. Разрешены все модификации, включая полную замену рамы, двигателя, тормозной системы и прочего. Единственное, запрещенное в этом классе – управляемый задний мост.

4x4  Джип-туры (джиппинг) в Республике Адыгея 2020, цены и отзывы

5.  Прототип (Prototypes) – самый зрелищный тип соревнований. В классе прототип разрешены абсолютно все модификации, доступные вам. Разрешена даже установка заднего управляемого моста, позволяющего преодолевать любые препятствия на пути.

Отметим, что все машины проходят осмотр на соответствие требованиям перед тем, как попасть в один из классов триальных соревнований.

Нежные приводы и сложные траектории

И все же первую секцию прохожу в режиме пристрелки: с выпученными от волнения глазами и попыткой понять характер ревущей на всю округу ампутированным выпуском «Нивы». Выяснилось, что лютая Lada легко рулится, на понижающей передаче отменно тянет и линейно откликается на газ – почти везде достаточно второй ступени, лишь на самых экстремальных подъемах скорее для перестраховки Рома рекомендовал втыкать первую.

Обзорность – кабриолетная, габариты контролируешь четко. Из неприятных сюрпризов – скверная для такой компактной машины маневренность. Приводы и ШРУСы даже в усиленном варианте – слабое место «Нивы» («Ящика полтора порванных уже собрал», — говорит Алексей), поэтому «выворот» колес по примеру дрифтовой «классики» увеличивать нельзя.

Чем дальше, тем больше уверенности внушала «Нива». Неповоротливость осталась, зато пришло понимание как использовать врожденную устойчивость «Лады» и приобретенную динамику. К тому же Рома штурманским чутьем выбирал подчас неочевидные, зато наиболее эффективные траектории. Здесь напором, там ползком, и вот уже секция покорена в два раза быстрее.

Немного о соревнованиях

Джип-триал – соревнования внедорожников, проходящие на специальной трассе, где участники соревнуются на скорость в прохождении дистанции.  Прототипом такого популярного на сегодняшний день вида спорта стал американский трак-триал. Именно они первыми начали соревноваться, носясь по лесам, горам и болтам на тяжеловесных грузовиках.

В Россию этот вид спорта пришел примерно в конце 20го века. Поначалу он не был столь популярен и собирал всего-навсего пару сотен человек со всей страны. Лишь в 2003 году джип соревнования был официально признан спортом. Именно тогда и прошли первые соревнования, привлекшие тысячи людей, интересующихся автостроением. Со временем этот спорт обрел теперешнюю популярность и стал привлекать толпы народу.

В этом году соревнование «Джип триал 2020» уже наделало шуму – оно стало одним из самых известных соревнований по триалу 2020 года в мире и собрало несколько десятков тысяч зрителей, тем самым прославив такое мероприятие.

Кроме Российских соревнований проходят различные соревнования и в Европе. В том числе каждое лето проводится чемпионат Европы, который именуется EuroTrial.

Организация безопасности

Особенность рельефа диктует повышенные требования к безопасности участников. Шлемы для всех членов экипажа обязательны, как и исправные ремни безопасности (желательно многоточечные).

Крайне желателен каркас безопасности, особенно на машинах с мягкой крышей (тентованный УАЗ, машины с заводским пластиковым верхом).

Джип-триал

Все дело в том, что “уши”, — они же перевороты машины через крышу, — в триале не то что не редкость, а можно даже сказать нормальное явление, без которого обходится редкое выступление. А уж прилечь на бок — просто святая обязанность уважающего себя триалиста.

При хорошей организации безопасности — из под перевернувшейся машины мы должны услышать либо трехэтажный… , либо нездоровый смех, но никак не стоны или крики.

Джип-триал

Техника для джип-триала

Автомобили для джип-триала отличаются от тех, что выступают на трофи. Нет никакой необходимости в лебедке, лифт кузова и подвески являются явным минусом, так как поднимают центр тяжести машины, а стало быть увеличивают вероятность переворота при опасных кренах кузова.

Отсутствуют системы навигации экипажа: итак ясно куда ехать, к чему дополнительный вес. Изменения в трансмиссии целиком направлены на увеличение тяги, в то время как в трофи при наличии мощного мотора это не является столь важным.

Джип-триал

Схож подход к межколесным и межосевым блокировкам — в обеих дисциплинах это дает ощутимое преимущество на трассе. Если в трофи наличие колес с максимально агрессивным протектором — отчаянная необходимость, то в триале допустим и менее «злой» протектор шин.

Впрочем, вопрос о колесах и давлении в них на триале сильно варьируется от качества и состояния поверхности секции. Где-то хотелось бы большего сцепления по мягким грунтам, а где-то нужна надежная боковина, чтобы не разуть колесо на камнях.

Джип-триал

Типы трасс джип-триал

Проводятся соревнования на специальных трассах. Как правило, трасса являет собой закрытый участок, разделенный на специальные зачетные участки, предназначенные для фиксации позиций участвующих  команд. Участки разделяются воротами, прохождение, которых является обязательным условием. Пересечь ворота можно только с определенной стороны и только в определенном порядке. В зависимости от сложности соревнований, количество ворот может варьироваться от нескольких штук до десятков.

4x4  ТЮНИНГ > ВНЕДОРОЖНИКИ > ВНЕДОРОЖНЫЙ ТЮНИНГ > Установка блокировки дифференциала

Трассы могут быть двух типов:

1.  Природная трасса – простой участок пересеченной местности с минимумом изменений, призванный показать мастерство гонщиков в реальной обстановке на бездорожье. Это может быть лес, болото, горы или комбинированные участки.

2.  Искусственные  — трассы, созданные для показных выступлений. Чаще всего это земляная дорога с равномерно расположенными препятствиями, по бокам, которой установлены трибуны, предназначенные для размещения зрителей, следящих за соревнованиями.

Трасса

Дело в том, что это достаточно сложное испытание как  для техники, так и для экипажа. Начнем с того, что те самые курсовые ворота расставляются организаторами на местности в весьма свободном порядке и не тестируются на прохождение машиной. Т.е. часто встречаются ворота «неберучки» или сложные настолько, что на них теряет время и очки большинство участников.

Джип-триал

Более опытные спортсмены в таких случаях, видя ошибки конкурентов, принимают решение вовсе не проходить эти створы и получить гарантированное но весьма понятное и предсказуемое количество штрафных баллов.

Как правило стратегия прохождения секции во многом складывается из того, что было подсмотрено в выступлении предыдущих участников, и если бы  не предстартовая жеребьевка, случайным образом определяющая порядок старта экипажей — все бы предпочитали отсиживаться в конце очереди.

Техника чаще всего страдает от сгоревшего сцепления и прочих разорванных элементов трансмиссии.

Джип-триал

Трофисты и триальщики

В отличие от трофи, где первую скрипку играет штурман, на триале все шишки достаются именно капитану. Филигранное владение машиной, ощущение её больше телом, нежели разумом — вот нормальные и неотъемлемые требования, которые выдвигает триал пилоту.

Хотя бы ради одного этого я посоветовал бы трофистам попробовать свои силы на рельефе.

Джип-триал

К слову сказать, трофисты и триальщики это совершенно разные компании, зачастую не всегда понимающие друг друга. Да, их роднит то что они любят полноприводную технику, но используют они её совершенно по-разному.

Более того, каждая группа умудряется укусить другую за то, в чем та, как им кажется, слаба. Не будем поддерживать этот многолетний спор, бездорожья хватит на всех! В конце концов и те и другие заслуживают уважения и интереса со стороны обычных автомобилистов, и всячески пропагандируют как свой вид спорта, так и мастерство управления техникой в целом.

Джип-триал

Штраф за задний ход, или как здесь наказывают

В отличие от трофи-рейдов джип-триал не предполагает погружений по шею в болото и убойных маршей на десятки километров по дремучим лесам и вязким колеям. В этой дисциплине все предельно динамично, выпукло для зрителя – блиц-многоходовка, словно шахматы на время: борьба как на ладони. Если говорить о финале чемпионата Московской области «МТТ-Триал», в котором представитель Motor1 Россия и принял участие на выкрашенной в мрачный цвет «Ниве», то организаторы разметили на территории трека Formula 7 компактные зоны, обратив в препятствия сугубо естественный рельеф: косогоры, пни, поваленные деревья и прочие подъемы-спуски нехилой крутизны.

Задача перед гонщиком стоит вроде бы ерундовая: последовательно проехать через пять ворот, обозначенных пронумерованными створами. Сложность в том, что судьи расставляют их в самых неудобных местах – к примеру, на уклоне, больше похожем на обрыв, да еще и под углом. При этом время на преодоление секции (так называется спецучасток) ограничено пятью минутами, а каждый проступок пенализируют.

За движение задним ходом, касание ограничительной ленты, сбитую и просто задетую вешку назначают штрафные баллы. Взял ворота в неправильном порядке или не с той стороны – незачет попытки. Победителем становится самый быстрый и аккуратный пилот с минимальной суммой штрафа и максимальным количеством пройденных секций.

Разумеется, внедорожники поделены на классы по уровню подготовки – от стандартных машин до специальных триальных «котлет» со всеми поворотными колесами и нереальными ходами подвесок. Отличается и сложность трасс для каждой категории. Мы с «Нивой» заявились сразу в два зачета – чемпионатский ДЗ и свободный Open, который де-факто превратился в битву пишущих об автомобилях коллег – с ними мне и предстояло делить руль «боевой» Lada 4×4.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *