Виды внедорожных соревнований — Полный привод

Что такое джип-триал

Джип триал — автомобильное соревнование, проходящее на закрытой естественной или искусственной трассе, расположенной на сильно пересеченной местности и разделенной на зачетные секции.

Джип-триал

Основным соревновательным фактором Джип-триала является безошибочное преодоление препятствий, обозначенных расположенными на трассе курсовыми воротами за минимальное время, не превышающее отведенный лимит времени. Как правило, мастерства организаторв хватает на то, чтобы найти «проблемы» в естественных складках местности, однако бывает и так, что добавляются искусственные препятствия (это не запрещено).

По Всероссийскому реестру видов спорта Джип-триал имеет коды с 166 089 по 166 093 и определяется как летний неигровой вид спорта.

Джип-триал

Звучит вроде бы не сложно, где подвох? Почему еще все близлежащие карьеры не кишат джиперами?

С чего все начинается

Так бывает, что в жизни владельца внедорожного автомобиля наступает момент, когда простой поездки по разбитой колее на рыбалку уже не хватает для удовлетворения мужского эго.

Любительский внедорожный спорт

Время, когда зимнее путешествие от асфальта к дачному участку не приподнимает уровень адреналина должным образом, а наслаждение процессом покорения бездорожья обретает почти что экстремальный характер. И вот тут-то самое время поговорить о том, как направить этот необратимый процесс в мирную и цивилизованную сторону.

Сегодня мы расскажем о таком виде досуга как любительские соревнования по трофи-рейдам.

И пусть вас не смущает слово «любительские» — все будет по-настоящему и весьма сурово. Препятствия на местности, жесткие рамки правил, сильные соперники и игра в прятки с её величеством «удачей».

Любительский внедорожный спорт

И не удивительно, что именно в России с её исторически сложными дорогами, так прижился, развился и собрал столько приверженцев данный вид спорта.

Какие же положительные стороны можно отметить в джиппинге?

Что в трофи?

  • В подавляющем большинстве это любительский спорт.  По телевизору в спортивных новостях про трофи не рассказывают. Тут вы можете получить, конечно, и мастера спорта. Но все-таки основная часть  — это любители.  
  • Лесовозная колея глубиной в метр после недели дождей — это типичный пример трассы для трофи.
  •  В трофи в основном используется ориентирование. Хотя есть и линйные гонки.

Теперь рассмотрим, какие же именно трофи рейды бывают. Первый классический тип — это ориентирование. Вам даются координаты точек, размещенные на определенной местности. И дается интервал времени (8, 12,24 часа). Все. Вперед. Задача — «взять» максимальное количество точек за указанное время.

Взяли быстрее — вам же лучше. Под взятием точки понимается фотография, когда один из членов экипажа одной рукой касается номера точки, а второй рукой — любой неотъемлемой части автомобиля. Все. Как вы доставите автомобиль к точке — никого не волнует. Один момент — помощь со стороны запрещена. Только силы своего экипажа и помощь других участников. А там — хоть по запчастям на руках переносите.

Второй тип — это спецучастки. Спецучасток — это некая часть местности, ограниченная неким коридором, и имеющая въезд и выезд. Задача — любым путем проехать от въезда до выезда как можно быстрее. Несколько спецучастков могут быть размещены как произвольно, так и последовательно. В последнем случае мы говорим о линейной гонке.

Третий тип — это триал. Это скорее тип местности, а не соревнование. Под триалом понимается движение автомобиля по сложному рельефу — ямы, камни и т.п. Может быть чисто триальное соревнование в каком нибудь карьере, либо просто триальный спецучасток в рамках линйной гонки.

А судьи кто?

Будет полезно знать и основные правила этой игры. За базовую мы возьмем, пожалуй, самую популярную дисциплину из ныне практикуемых — свободное

GPS

ориентирование. Просто понять, доступно и интересно участвовать.

На различных соревнованиях нюансы могут разниться, но суть одна: вам за ограниченное количество времени, необходимо по выданным организаторами GPS координатам найти максимальное количество контрольных пунктов (КП).

Любительский внедорожный спорт

Момент «взятия» КП фиксируется, как правило, на цифровой фотоаппарат, с помощью которого необходимо запечатлеть в одном кадре номер КП и стартовый (или государственный) номер вашего автомобиля.

Как только вы собрали все КП (ну или сколько смогли) — изо всех сил несетесь на финиш, обгоняя собственный визг. Надо успеть а) до конца зачетного времени и б) раньше конкурентов.

Любительский внедорожный спорт

Для того чтобы попробовать себя в подобном испытании нам потребуется:

Полноприводный автомобиль. Уровень его подготовки и соответствие соревновательному классу вам помогут определить организаторы и судьи. Основная ваша задача — довести его до финиша максимально целым и относительно невредимым.

Надо отдавать себе отчет в том, что вся ответственность за машину и экипаж берет на себя пилот.

Любительский внедорожный спорт

Источник повышенной опасности на дорогах общего пользования не становится менее опасным в лесу или болоте. И да — если это ваша единственная машина, то ехать «на все деньги» точно не ваш вариант, иногда бывает что выигрывает не тот, кто всех опередил, а тот, кто смог добраться до финиша.

4x4  Уличные гонки в Красноярске возобновлены | НГС24 - новости Красноярска

Будет грязь

Будет много грязи. Трасса прокладывается организаторами off-road соревнования по максимально тяжелым, именно для вашего класса машин, местам. Это концентрированная радость для ценителей брызг через крышу, коварных затопленных колей, сложного рельефа и прочих «вкусняшек».

Любительский внедорожный спорт

Таким образом, вам не придется пилить за много километров от цивилизации для посещения любимой деревенской лужи, проехав которую пару раз поперек вы все равно не испытаете столько, пусть и несколько странного для большинства окружающих, удовольствия. Тут это повсюду и в изобилии.

Главные правила прохождения трассы на джип триале

Среди основных правил, по которым необходимо проходить трассу на джип триале можно выделить следующие основные моменты:

  1. Въезжать в секцию допускается исключительно передним ходом, ворота и сектора также должны быть пройдены только передним ходом.
  2. Одни ворота могут быть преодолены в прямом направлении только один раз.
  3. Если в секции присутствуют ворота или сектора для разных классов автомобилей, то разрешается использовать только те, которые подходят вашему классу.
  4. Если участник использует ворота другого класса или коснется об их вешки, заезд сразу же заканчивается и секция засчитывается как непройденная.
  5. Количество попыток прохождения ворот не ограничено, установлено только ограничение по времени.
  6. Если лимит времени исчерпан, заезд немедленно прекращается и засчитывается как незавершенный, при этом при подсчете учитывается лучшая попытка.
  7. Старт дается, когда готовы маршал и водитель. Отсчет времени стартует когда автомобиль пересекает линию старта и заканчивается, когда он полностью покидает линию финиша.
  8. Ездить вне ворот допускается.
  9. Ворота являются пройденными, если створ ворот пересекло как минимум одно переднее колесо машины, и вешка с номером оставалась при этом слева по ходу движения.

Одним словом, в джип-триале больше важна точность прохождения трассы и мастерство водителя, нежели скорость движения. А более занимательным и зрелищным, по нашему мнению, будет просмотр по соревнованиям джип триал видео.

История возникновения

Прототипом соревнований джип триал являются известные в Америке состязания рок-кроулинг и трак-триал. Именно американцы первыми испытали свои внедорожники на горных склонах и испробовали езду на тяжелых грузовиках по болотистой местности, а также насыпям из камней и деревьев.

В нашей стране джип-триал начал набирать популярность в 1999-2000 годах. И уже в 2003 году джип-триал был признан Российской автомобильной федерацией официальным видом спорта. Тогда же был проведен первый чемпионат России по джип-триалу.

Джиперская компания начала формироваться в Москве и Санкт-Петербурге и поначалу состояла всего из нескольких сотен человек. Со временем движение набирало популярность и на сегодняшний день фан-клубы любителей внедорожников есть в Твери и Брянске, Сочи и Владивостоке, и постоянно притягивют в свои ряды все больше и больше сторонников.

Помимо соревнований, проводимых в нашей стране, состязания джип триал проходят и в Европе.

Так, каждое лето проходит чемпионат Европы по джип триалу, который носит название EuroTrial.

Классы автомобилей на соревнованиях джип-триал

Под разные классы спортивных автомобилей в джип-триале подготавливают различные трассы. К каждому классу действуют определенные правила и требования. Как правило, перед началом состязаний проводится технический осмотр транспорта, по результатам которого подтверждается, переопределяется или, если автомобиль участвует впервые, определяется его класс.

Существует 5 классов автомобилей, имеющих право принимать участие в джип триале:

1. Оригинал (Original) – оригинальные (стандартные) автомобили. В этом классе может попробовать принять участие практически каждый обладатель внедорожника. Стандартным классом является автомобиль в том состоянии, в котором он вышел в продажу с конвейера разработчиков. Аксессуары и специальное оснащение, которые могут быть оборудованы на заводе-изготовителе, разрешены, если нет соответствующего ограничения.

2. Стандарт (Standart) – серийные внедорожники, для которых установлено:

  • лифт кузова до 50 мм;
  • несущественный тюнинг подвески с сохранением ее типа (например пружины/рессоры);
  • максимальный размер шин: 900 х 320 мм;
  • максимальная глубина протектора: 20 мм.

Кроме того, разрешается усовершенствование двигателя, но не допускается установка дополнительных элементов, таких как установка наддува или турбонаддува, а также нитро системы.

Также не разрешается замена типа привода, но допустимы любые блокировки дифференциалов.

3. Модифайт (Modified) – модифицированные серийные автомобили. Разрешается глубокий тюнинг оригинала внедорожника, к примеру установка новых мостов, но того же типа, установка различных блокировок и т.д.

4x4  Активный отдых в Горячем Ключе: пешие прогулки и экскурсии

4. Промодифайт (Promodified) – кардинально измененный стандартный автомобиль. Допускается тюнинг любого рода, вплоть то изменения рамы, двигателя.  Разрешено и оснащение раздельными тормозами.

Однако автомобиль не должен отличаться от серийного, установка управляемого заднего моста на нем запрещена.

5. Прототип (Prototypes) – особым образом собранные внедорожники с управляемым задним мостом. Такие автомобили способны не только преодолевать всевозможные сложные препятствия, но и дают возможность участнику выбирать нужную высоту подвески, а также осуществлять управление задними колесами. Одним словом, в джип триале этот класс является самым зрелищным.

В целом автомобиль не доводят до очень больших размеров. Объясняется это тем, что установлено ограничение по весу машины, обычно это не более 3,5 тонн. Ну, а кроме того, слишком громоздкий автомобиль для джип триала невыгоден, поскольку при прохождении трассы он должен помещаться в габариты курсовых ворот.

Компания единомышленников

Именно тут вы понимаете, что вы со своими тайными грезами о больших колесах, безумными идеями о модернизации конструкции автомобиля — отнюдь не одиноки.

Слова «

хай джек

», «

винчевание

», «блокировка дифференциала» никого здесь не пугают, а наоборот вызывают непреодолимое желание подискутировать.

Любительский внедорожный спорт

Вокруг на поляне большое количество людей, которые испытывают такой же искренний восторг от созерцания выползающей на лебедке из болота кучи тины, бывшей, когда то автомобилем.

Общие темы для обсуждений, традиционное внедорожное братство, а также эмоциональные истории у костра после финиша — вещи бесценные и совершенно неповторимые при других обстоятельствах.

Любительский внедорожный спорт

Организация безопасности

Особенность рельефа диктует повышенные требования к безопасности участников. Шлемы для всех членов экипажа обязательны, как и исправные ремни безопасности (желательно многоточечные).

Крайне желателен каркас безопасности, особенно на машинах с мягкой крышей (тентованный УАЗ, машины с заводским пластиковым верхом).

Джип-триал

Все дело в том, что “уши”, — они же перевороты машины через крышу, — в триале не то что не редкость, а можно даже сказать нормальное явление, без которого обходится редкое выступление. А уж прилечь на бок — просто святая обязанность уважающего себя триалиста.

При хорошей организации безопасности — из под перевернувшейся машины мы должны услышать либо трехэтажный… , либо нездоровый смех, но никак не стоны или крики.

Джип-триал

Советы в дорогу

Не старайтесь сразу выступить в старших классах. Чем ближе вы к стандартной машине, тем меньше шансов, что вас выгонят на выпас совместно со страшными спортивными болидами именитых ездоков. Поверьте — для начала и в самом «маленьком» и самом простом классе вам хватит удовольствия и эмоций.

Дальше вы сами для себя определите, что и как доработать в вашем буцефале, а пока остерегайтесь соревнований классов со страшными названиями «ТР2», «ТР3», «Отчаянные», «Бешенные», «Ужаленные» и прочей «нечисти».

Любительский внедорожный спорт

Запаситесь минимальным внедорожным набором из лопаты, домкрата, запасного колеса, хорошего рывкового троса, канистры с бензином, сухпайка.

Актуально брать с собою GPS приемник, даже если соревнования не предполагают его использование. Благодаря ему, при необходимости вы сможете оповестить организаторов о вашем точном месте нахождения.

Если это летний период — не поленитесь захватить средство от комаров. Даже если их нет на открытой местности, то на заболоченных участках они будут грызть вас как годовалые бобры молодую осинку. Сапоги, костюмы химзащиты, головные уборы — на ваш вкус, главное, чтобы было удобно.

Любительский внедорожный спорт

Не торопитесь и подумайте, прежде чем лететь в очередную небольшую с виду лужу. Быть может, рядом есть малоприметный объезд по сухому, или по следам от предыдущей машины видно, где проще пройти. Пусть вашим девизом станет «сначала включается голова, и только потом полный привод».

Будьте уважительны по отношению к остальным участникам соревнования. Случается, что пути машин разной подготовки пересекаются, в этом случае пропускайте бешено летящие прототипы и низко летящие квадроциклы. Вам от их свирепого пыхтения за спиной лучше не станет, а им дорога каждая минута.

Любительский внедорожный спорт

Придет время, вы «вырастите» и поймете всю прелесть цветовой дифференциации штанов, когда «младшие» не мешают «старшим», а старшие по возможности помогают выбраться из засадных мест «младшим». Стоить помнить, что в экстренных случаях помощь другим участникам обязательна!

Истории известны случаи, когда машины загорались, человеку становилось на трассе плохо с сердцем, или опасно переворачивались квадроциклисты. Конец всех этих историй вполне счастливый, но был ли бы он таким, не окажись рядом чутких и смелых людей?

Любительский внедорожный спорт

Желаю вам получить максимально возможное количество положительных эмоций от интереснейшего и сложнейшего процесса управлением внедорожником в его родной стихии.

4x4  Пшадские водопады, Экскурсии в Анапе, цены, фото - Отдых в Анапе 2020, частный сектор, жилье, квартиры, экскурсии

Танкисты и собаки

Экипаж единомышленников. Тут лучше сразу напугать всех членов команды просмотром пары-тройки роликов из интернета, предупрежден — значит вооружен.

Любительский внедорожный спорт

Легкой прогулки не получится, а значит экипироваться надо как в третью полярную экспедицию — двойной ресурс и запас всего. Зачастую до ближайшего магазина три локтя по карте, а одинокие грибники за разбитую деревенскую дорогу могут и мухоморами прикормить.

По количеству членов экипажа надо понимать: много людей это с одной стороны плюс — можно местами пронести машину на руках, а с другой стороны минус — чем легче машина, тем быстрее она перемещается и лучше едет по мягким грунтам.

Любительский внедорожный спорт

Спортсмены, как правило, ограничиваются пилотом и штурманом, но мы ведь едем хорошо провести время, так что не будем ориентироваться на этих угрюмых и сосредоточенных бук.

Назначьте самого трезвого, сообразительного, вменяемого (нужное подчеркнуть) на роль штурмана. Пообещайте ему, что будет легко, знать свою горькую долю раньше времени ему совершенно ни к чему. Вооружите его GPS прибором, картой, компасом, отеческим напутствием и приготовьтесь винить его же во всех неудачах (так уж принято).

Любительский внедорожный спорт

Техника для джип-триала

Автомобили для джип-триала отличаются от тех, что выступают на трофи. Нет никакой необходимости в лебедке, лифт кузова и подвески являются явным минусом, так как поднимают центр тяжести машины, а стало быть увеличивают вероятность переворота при опасных кренах кузова.

Отсутствуют системы навигации экипажа: итак ясно куда ехать, к чему дополнительный вес. Изменения в трансмиссии целиком направлены на увеличение тяги, в то время как в трофи при наличии мощного мотора это не является столь важным.

Джип-триал

Схож подход к межколесным и межосевым блокировкам — в обеих дисциплинах это дает ощутимое преимущество на трассе. Если в трофи наличие колес с максимально агрессивным протектором — отчаянная необходимость, то в триале допустим и менее «злой» протектор шин.

Впрочем, вопрос о колесах и давлении в них на триале сильно варьируется от качества и состояния поверхности секции. Где-то хотелось бы большего сцепления по мягким грунтам, а где-то нужна надежная боковина, чтобы не разуть колесо на камнях.

Джип-триал

Трасса

Дело в том, что это достаточно сложное испытание как  для техники, так и для экипажа. Начнем с того, что те самые курсовые ворота расставляются организаторами на местности в весьма свободном порядке и не тестируются на прохождение машиной. Т.е. часто встречаются ворота «неберучки» или сложные настолько, что на них теряет время и очки большинство участников.

Джип-триал

Более опытные спортсмены в таких случаях, видя ошибки конкурентов, принимают решение вовсе не проходить эти створы и получить гарантированное но весьма понятное и предсказуемое количество штрафных баллов.

Как правило стратегия прохождения секции во многом складывается из того, что было подсмотрено в выступлении предыдущих участников, и если бы  не предстартовая жеребьевка, случайным образом определяющая порядок старта экипажей — все бы предпочитали отсиживаться в конце очереди.

Техника чаще всего страдает от сгоревшего сцепления и прочих разорванных элементов трансмиссии.

Джип-триал

Трофисты и триальщики

В отличие от трофи, где первую скрипку играет штурман, на триале все шишки достаются именно капитану. Филигранное владение машиной, ощущение её больше телом, нежели разумом — вот нормальные и неотъемлемые требования, которые выдвигает триал пилоту.

Хотя бы ради одного этого я посоветовал бы трофистам попробовать свои силы на рельефе.

Джип-триал

К слову сказать, трофисты и триальщики это совершенно разные компании, зачастую не всегда понимающие друг друга. Да, их роднит то что они любят полноприводную технику, но используют они её совершенно по-разному.

Более того, каждая группа умудряется укусить другую за то, в чем та, как им кажется, слаба. Не будем поддерживать этот многолетний спор, бездорожья хватит на всех! В конце концов и те и другие заслуживают уважения и интереса со стороны обычных автомобилистов, и всячески пропагандируют как свой вид спорта, так и мастерство управления техникой в целом.

Джип-триал
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *