Безумные УАЗы: тюнинговые внедорожники, которые продаются в России — Российская газета

Пролог: кто на что горазд?

В Америке прообразом джипов считалась английская 15-сильная легковушка Austin Seven с четырёхцилиндровым 1,25-литровым моторчиком, которую собирало отделение American Austin. Чтобы прижиться на новом рынке, её руководство в 1933 году решило представить военному ведомству США партию двухместных патрульных машин с пулемётами, весивших всего 480 кг и развивавших скорость 80 км/ч. Они прошли военные испытания, доказавшие невозможность их практического использования в реальных боевых условиях.

В 1935-м на месте американского Остина возникла небольшая компания American Bantam, выпускавшая небольшие заднеприводные легковушки и пикапы с четырёхцилиндровыми моторами в 19–20 сил, которые можно было бы использовать в военных целях. После испытаний двух таких машин осенью 1939-го в выводах военной комиссии было сказано: «Подобное шасси не имеет никакого будущего для военных целей».

Безумные УАЗы: тюнинговые внедорожники, которые продаются в России — Российская газета
Опытный цельнометаллический военный пикап American Bantam-60 с открытой кабиной

Летом 1940 года, заключив пари с компанией Bantam, небольшая фирма Crosley, выпускавшая простейшие микролитражки, предложила военным несколько вариантов своих сверхлёгких и компактных двухместных четырёх- и шестиколёсных машин с 12-сильными моторами Waukesha V2 воздушного охлаждения, средними подъёмными колёсами и противопульной защитой.

Безумные УАЗы: тюнинговые внедорожники, которые продаются в России — Российская газета
Сверхлёгкая открытая двухместная многоцелевая микролитражка Crosley D-1

Одновременно несколько фирм, в том числе Marmon-Herrington, работали над полноприводными вариантами легковых автомобилей, относившихся уже к более тяжёлому классу.

Для военного ведомства США первые неудачи послужили поводом для организации конкурса на лёгкий многоцелевой полноприводный разведывательный автомобиль, достойный серийного выпуска, а 19 июня 1940 года управление Квартирмейстерского корпуса Сухопутных сил США сформулировало основные требования к перспективным машинам с простыми открытыми трёхместными кузовами без дверей и полезной нагрузкой 250 килограммов.

Такой автомобиль с колёсной базой 2 032 мм должен был нести 7,62-миллиметровый пулемёт и развивать скорость не менее 80 км/ч. Его собственная масса первоначально оценивалась в 545 килограммов, но впоследствии её довели до 980 килограммов. Через 49 дней прототипы следовало предоставить на военные испытания в форте Holabird, а затем через следующие 75 дней собрать 69 работоспособных машин.

Безумные УАЗы: тюнинговые внедорожники, которые продаются в России — Российская газета
Прототип армейского полноприводного разведывательного автомобиля Bantam-60. 21 сентября 1940 года

Эти нормативы были разосланы в 135 американских компаний, но в установленный срок свою машину представила только фирма Bantam. Это был прототип Bantam-60 Mk-I с бензиновым мотором Continental мощностью 45 л.с., обычной трёхступенчатой коробкой передач и мостами от легковушки Studebaker Champion с шарнирами равных угловых скоростей Spicer.

Испытания прототипа лёгкого трёхместного военного автомобиля Bantam Mk-I ​

Впоследствии этот Бантам послужил идейной основой кузова советского автомобиля-разведчика ГАЗ-64 «Пигмей».

Безумные уазы: тюнинговые внедорожники, которые продаются в россии

Стоит отметить, что от более легковой «Нивы» тюнинг УАЗов в подавляющем большинстве не отличается разнообразием и состоит из двух основных программ: более-менее современный «Патриот» все пытаются превратить в подготовленного экспедиционного проходимца, а ветерана-«Хантера» облагородить хоть какими-то благами цивилизации.

Однако встречаются и куда более интересные проекты, основоположником которых нередко является сам завод-изготовитель или серьезные конструкторские бюро с рукастыми энтузиастами в штате.

Бюджетный ответ «Гелику» за 350 000 рублей

Безумные УАЗы: тюнинговые внедорожники, которые продаются в России — Российская газета

Фото: скриншот с www.auto.ru

Слава иностранных военных внедорожников, которые силой маркетинга и масштабными доработками автоконцерны со временем превратили в культовые и очень дорогие модели, не давала покоя ни мастерам тюнинга, ни самому заводу УАЗ.

Последний во второй половине 90-х годов прошлого века решился на эксперимент и на базе своего классического внедорожника построил две модели — 3153 и 3159 «Барс», которые отличались удлиненным кузовом с возможностью посадки 9 человек.

Модификация «Барс» имела более мощный мотор ЗМЗ-409, гидроусилитель руля, 5-ступенчатую коробку передач, увеличенный дорожный просвет и колею. Кузов получил пластиковый обвес в виде расширенных колесных арок и новых бамперов, а также пороги, благодаря чему заметно облагородился внешний вид.

Всего было изготовлено около 10 000 подобных модификаций, часть из которых владельцы сегодня пытаются восстановить с разной степенью успеха. Самые ухоженные Long-экземпляры УАЗ сегодня оцениваются владельцами от 350 до 400 тысяч рублей.

Гусеничная «Буханка»-болотоход за 380 000 рублей

Безумные УАЗы: тюнинговые внедорожники, которые продаются в России — Российская газета

Фото: скриншот с drom.ru

Мастера из Челябинской области, специализирующиеся на УАЗах, наладили мелкосерийное производство гусеничной техники. В отличие от обычных траков, которые устанавливаются вместо колес, в данном проекте меняется вся платформа. Фактически под гусеничное шасси переделать можно любую машину. Стоимость самой платформы и адаптации — около 200 тысяч рублей.

В данном случае объектом стала отечественная «Буханка» УАЗ-3962 2020 года выпуска. В качестве силовой установки работает мотор УМЗ-4218 на 100 лошадиных сил. За ненадобностью переднего оставлен только задний привод. В вездеходе использована масса деталей от разной отечественной техники, а также механизмы, созданные специально для проекта. По желанию клиента специалисты могут доделать и интерьер, установив, например, спальные места.

4x4  Тюнинг и аксессуары для внедорожников с доставкой по Москве и России

УАЗ «Буханка» — раллийная техничка за 1 100 000 рублей

Безумные УАЗы: тюнинговые внедорожники, которые продаются в России — Российская газета

Фото: скриншот с www.auto.ru

В Саратове на продажу выставлен тюнинговый проект местного автотехцентра по подготовке внедорожников. Специалисты на базе УАЗ 3303 2007 года выпуска создали эдакую «боевую» техничку, наподобие тех, что помогают гоночным командам на различных автосоревнованиях.

Подробного описания нет, но по фотографиям видно, что в машине подверглись полной переделке почти все узлы и агрегаты. Установлен 3.0-литровый двигатель. Снаружи на машину установлено масса внедорожного оборудования. Есть даже специальный прицеп.

Кстати, на базе УАЗ 3303 уже другими мастерами из Тольятти создана масштабная копия «боевого» раллийного КАМАЗа, но пока в продаже она не встречалась.

УАЗ 469 «Бигфут» за 1 250 000 рублей

Безумные УАЗы: тюнинговые внедорожники, которые продаются в России — Российская газета

Фото: скриншот с www.auto.ru

Проект от мастеров из Белгорода любопытен тем, что в интернете выставлено сразу два объявления одной и той же машины, что легко определить по госномеру. Причем в одном продавцы просят за свое творение 850 тысяч рублей, а в другом, более свежем, уже 1 млн 250 тысяч рублей. Основное отличие в моторе: если раньше в УАЗе стоял родной 75 сильный агрегат 2.5, то в новом объявлении указан двигатель 2.7 на 112 л.с.

Автомобиль имеет очень серьезную модернизацию шасси, превратившую его фактически в биг-фут — подвеска, мосты, система полного привода и тормоза заменены или серьезно модернизированы. Интересно, что мастера внесли все изменения в документы, так что на машине можно свободно передвигаться. Хотя обычно такие проекты готовят для участия в трофи-рейдах, создатели отдельно указали, что внедорожник в соревнованиях не участвовал и строился «для души».

УАЗ 469 AMG «Антигелик» за 1 450 000 рублей

Безумные УАЗы: тюнинговые внедорожники, которые продаются в России — Российская газета

Фото: скриншот с www.auto.ru

Алексей из Петербурга выставил на продажу нетривиальный тюнинговый проект, в котором умельцы скрестили УАЗ-469 1978 года с начинкой от Mercedes-Benz G-Class 55 AMG.

УАЗ оснащен не только немецким двигателем на 450 лошадиных сил, но и автоматической коробкой передач. Явно сильно переделана подвеска с занижением клиренса, а также все остальные узлы.

Внедорожник представлен с открытым кузовом и полностью новым салоном. По описанию хозяина в УАЗе установлена очень мощная акустическая система. Судя по представленным фотографиям, УАЗ 469 AMG — неоднократный участник автомобильных выставок и соревнований по дрэг-рейсингу.

УАЗ-ГАЗ «Барс-01» за 1 700 000 рублей

Безумные УАЗы: тюнинговые внедорожники, которые продаются в России — Российская газета

Фото: скриншот с Kolesa.kz.

Полузаводской проект из Казахстана под названием «голь на выдумки хитра». По заказу министерства обороны соседней республики, «811-й авторемонтный завод» скрестил остатки военных запасов ГАЗ-66 и УАЗ 469, в результате чего появился гибрид «Барс-01», который в 2007 году даже поступил на службу в вооруженные силы соседней страны.

Вся техническая начинка досталась от газовского грузовика, включая двигатель ЗМЗ-513 на 115 лошадиных сил. В комплекте 4-ступенчатая механика и полный привод. Кузов от УАЗ 469 переделали так, чтобы он налез на раму «Шишиги». В результате получился 5-местный пикап-вездеход. Выставленный на продажу автомобиль почти не использовался и за 13 лет проехал всего 1640 км. Уникальную машину в Казахстане продают за 10 млн тенге, что составляет около 1,7 млн рублей.

УАЗ «Профи» кемпер за 2 599 000 рублей

Безумные УАЗы: тюнинговые внедорожники, которые продаются в России — Российская газета

Фото: скриншот с www.auto.ru

С появлением в гамме УАЗ модели «Профи», то есть, шасси с кабиной «Патриот», многие компании наладили выпуск всевозможных надстроек. Одна из фирм предложила рынку вариант, больше характерный для Европы — небольшой внедорожный кемпер.

За кабиной «Патриота» с мотором 150 сил находится жилой модуль на 3-4 человека с кухней, душевой и кассетным туалетом. Автономный отопитель, кондиционер, газовая плита, холодильник, телевизор и даже небольшой бойлер входят в комплектацию. По заказу мастера готовы установить даже коробку-автомат. С учетом наличия полного привода за указанные деньги УАЗ-кемпер превращается в одно из лучших предложений в классе. Правда, увы, караванинг все равно — не самый дешевый и популярный вид отдыха у россиян.

4x4  Актуальный для 2020 года тюнинг Нивы | Пикабу

УАЗ «Хантер» болотоход за 2 850 000 рублей

Безумные УАЗы: тюнинговые внедорожники, которые продаются в России — Российская газета

Фото: скриншот с www.auto.ru

Полностью подготовленный плавучий снегоболотоход, построенный на базе нового УАЗ «Хантер». Комплекс переделок занимает страницу А4 мелким шрифтом. Помимо переделки конструкции шасси, тюнингу подвергся и салон. Также установлено внедорожное оборудование. Двигатель остался родной — 2,7-литровый ЗМЗ мощностью 135 лошадиных сил.

На воде УАЗ развивает с помощью колес низкого давления до 3 км/ч. Приспособлен для установки подвесного лодочного мотора. Кроме того, для передвижения по шоссе без каких-либо переделок можно установить штатные колеса от ГАЗ-66.

Единственный нюанс, кроме немалой цены, подобный УАЗ требует от водителя наличие в правах категории тракториста.

Второе место. марк сенгер, «kratos»

«Кратос» с греческого переводится как «мощь». Выглядит работа Марка (Marc Senger), действительно, мощно. Внедорожник классического профиля собран из прямых поверхностей (удобно для бронирования), находящихся под углом друг к другу (пули и осколки могут отражаться). Благодаря клиренсу в 55 сантиметров и V-образной форме днища вред от взрывных устройств также минимизирован.

DARPA XC2V Challenge 2020

Поражает степень продуманности проекта и насыщенность его действительно интересными решениями. Например, обратите внимание на капот: он скошен вперед, чтобы увеличить обзор для водителя, по центру — вентиляция двигателя, проушины, соединенные с рамой — чтобы облегчить переброску веротолетом или погрузку на судно. А по краям — воздухозаборники, которые могут выдвигаться до уровня крыши и становиться шноркелями!

В переднем бампере предусмотрены буксировочные проушины, место для лебедки и кенгурятника. А люк в крыше, под которым спрятан пулемет — распашной. Откидываясь в стороны, половинки позволяют поднять пулемет и одновременно становятся прозрачными защитными экранами для пулеметчика. А сзади его прикрывает закрепленное на крыше запасное колесо.

В верхнем срезе лобового стекла предусмотрен дополнительный свет, а рядом — управляемая фара-искатель. Серый блок под левым задним фонарем — это отдельный генератор на 220 вольт, который может питать медицинское оборудование и другие потребители. Еще одна деталь — бронелисты в дверях, которые могут выдвигаться. Это дает дополнительную защиту в случае ведения боя за открытыми дверями «по-полицейски».

Наконец, салон может трансформироваться, давая несколько вариантов размещения личного состава сидя и лежа. Нам этот проект нравится больше всего.

Заокеанские радости 1941 года

В соответствии с решением военного ведомства выдать всем трём фирмам, участвовавшим в конкурсе, заказы на 1 500 автомобилей в марте 1941-го компания Bantam приступила к изготовлению новой разведывательной машины BRC-40 (Bantam Reconnaissance Car) с характерным армейским кузовом и всеми прежними агрегатами. Её колесная база осталась прежней, колея увеличилась с 1 194 до 1 206 мм, снаряжённая масса возросла до 953 килограммов.

Безумные УАЗы: тюнинговые внедорожники, которые продаются в России — Российская газета
Разведывательный автомобиль Bantam BRC-40 с типовым армейским кузовом

До 26 июня Бантам собрал 2 580 автомобилей, в том числе 50 экземпляров с четырьмя управляемыми колёсами. Все они проигрывали продукции более крупных компаний, поэтому в конце 1941-го около 600 джипов BRC-40 были отправлены в Советский Союз.

Безумные УАЗы: тюнинговые внедорожники, которые продаются в России — Российская газета
Безумные УАЗы: тюнинговые внедорожники, которые продаются в России — Российская газета

Опытные образцы автомобилей Bantam BRC-40 со всеми управляемыми колёсами​

Безумные УАЗы: тюнинговые внедорожники, которые продаются в России — Российская газета
Джип Bantam BRC-40 в голландском военном музее General George Marshall

В начале июня компания Willys-Overland, получившая крупные заказы и существенные государственные дотации, приступила к выпуску доработанного 54-сильного образца Willys MA с новым четырёхместным армейским кузовом и округлой крышкой капота, пониженной решёткой радиатора с выштамповкой WILLYS и плоскими угловатыми крыльями с установленными на них обрешеченными фарами.

Полноприводный джип Willys МА с прежним двигателем от модели Quad. 1941 год​

Безумные УАЗы: тюнинговые внедорожники, которые продаются в России — Российская газета
Боевые испытания автомобиля Willys MA в условиях жаркой песчаной местности

Все основные агрегаты, заложенные в конструкцию Куода, остались на своих местах, поэтому насущная задача сокращения массы машины ниже уровня 980 килограммов решалась путём упрощения второстепенных узлов и уменьшения толщины окраски. Не слишком удачную модель МА выпускали в течение двух месяцев — с 7 июня до 4 августа, а 18 ноября развернулся серийный выпуск её легендарного наследника — самого известного джипа Willys MB.

Сохранившиеся до сих пор армейские автомобили Willys MА

Приведённые здесь американские календарные даты ещё раз подтверждают трёхмесячное лидерство Советского Союза в производстве лёгких армейских машин.

В феврале 1941-го родился модернизированный многоцелевой вариант Ford GP с открытым четырёхместным армейским кузовом в стиле Пигмея, скруглёнными крыльями и общей сварной защитной решёткой радиатора и обеих фар. На нём сохранился прежний тракторный мотор от Пигмея, но появились новые агрегаты трансмиссии: трёхступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздаточная фирмы Warner, а также мосты с более надёжными шарнирами Spicer.

4x4  Тюнинг Дэу Матиз – эффективные улучшения своими руками Видео | TuningKod

Многоцелевой Ford GP с доработанным кузовом от модели Pygmy и тракторным мотором​

Безумные УАЗы: тюнинговые внедорожники, которые продаются в России — Российская газета
Машина Ford GP со всеми четырьмя ведущими и управляемыми колёсами

И этот вариант весил неоправданно много — 975 килограммов. В общей сложности было выпущено 4 456 машин модели GP, которые в 1942 году заменила версия GPW.

Безумные УАЗы: тюнинговые внедорожники, которые продаются в России — Российская газета
Испытания четырёхместного автомобиля Ford GP на пересечённой местности

Кстати, по версии концерна Ford Motor Company, происхождению слова «джип» весь мир был обязан автомобилю Ford GP, у которого аббревиатура GP расшифровывалась как General Purpose — «многоцелевой». В то же время в документах военного ведомства она имела другой смысл — Government Passenger — «правительственный пассажирский», то есть выпускавшийся по государственным заказам. Так или иначе, оба сокращения произносились одинаково — «джи пи», а в сокращённом виде — «джип».

Безумные УАЗы: тюнинговые внедорожники, которые продаются в России — Российская газета
Отреставрированная машина Ford GP на празднике старинной автотехники

Об американских джипах, поставлявшихся в Советский Союз по ленд-лизу, и новых источниках слова «джип» читайте в следующем выпуске.    

На заглавной фотографии — боевые испытания автомобиля Willys MA в условиях жаркой песчаной местности.

Все иностранные меры пересчитаны по Международной системе единиц.

В статье использованы только аутентичные чёрно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.

Ноябрь 1940-го: парад прототипов

Поздней осенью к борьбе за крупный военный заказ подключились компания средней руки Willys-Overland и автомобильный концерн Ford Motor Company. К тому времени уже был готов доработанный и облегчённый вариант джипа Bantam-60 Mk-II, внешне отличавшегося лишь передними прямоугольными крыльями и защитными решётками фар. Для уменьшения собственной массы до 920 килограммов его колёсную базу сократили до 2 007 мм.

Облегчённый армейский автомобиль Bantam-60 Mk-II, выпущенный в количестве 70 единиц​

Безумные УАЗы: тюнинговые внедорожники, которые продаются в России — Российская газета
Двухместный джип Bantam Mk-II с крупнокалиберным пулемётом Browning M2

11 ноября компания Willys-Overland представила свой прототип Quad (Куод — буквально «четырёхколёска»), внешне очень похожий сразу на оба предыдущих Бантама, не считая расширенной решётки радиатора и передних полукруглых крыльев с фарами. На нём использовались серийный бензиновый двигатель Willys 441 мощностью 54 силы и все основные агрегаты и узлы, которыми впоследствии оснащался легендарный джип Willys MB.

Безумные УАЗы: тюнинговые внедорожники, которые продаются в России — Российская газета
Опытный прототип Willys Quad с 2,2-литровым двигателем и выпуклой облицовкой радиатора

На начало Второй мировой войны Генри Форд отреагировал вяло, ибо слыл поклонником нацистов и беспокоился лишь за собственную шкуру и судьбу своего автозавода в Германии, поэтому на предложение разрабатывать будущий джип он просто не среагировал. И лишь в начале ноября компания Ford представила свой собранный на скорую руку прототип Pygmy (Пигмей)

, или Blitz-Buggy (Блиц-багги). На нём впервые появились типично военный четырёхместный кузов с передними прямоугольными крыльями, плоскими панелями капота и решётки радиатора. На Пигмее применялись двухлитровый 42-сильный мотор Ford NNA и ведущие мосты с шариковыми шарнирами Rzeppa от колёсного трактора Fordson, а также трёхступенчатая коробка передач от старой легковушки Ford-А.

Безумные УАЗы: тюнинговые внедорожники, которые продаются в России — Российская газета
Первые испытания опытного образца Ford Pygmy со встроенными в облицовку фарами. Ноябрь 1940 года

Это тот самый Ford Pygmy со страницы американского автомобильного журнала, попавший под советский лозунг «Срочно сделайте наш советский Пигмей».

Он полностью соответствовал техническому заданию и весил 953 килограмма — намного меньше, чем главный конкурент Willys Quad. 23 ноября после сравнительных испытаний, не без протекции «автомобильного короля» Генри Форда, Пигмей был признан победителем конкурса при условии устранения некоторых замечаний.

Пробные заезды автомобиля Ford Pygmy на песчаной трассе и на бездорожье​

Третье место. ромейн чарэйре, «sentinel»

Идея Ромейна (Romain Chareyre) — использовать шасси «Ралли Файтера» для постройки военного багги. Благодаря пространственной раме, автомобиль можно сделать открытым и при этом максимально легким.

DARPA XC2V Challenge 2020

Отсутствие крыши дает пилоту максимальный обзор и снижает высоту профиля, то есть заметность машины для противника. «Нинзя кар», — называет машину сам дизайнер. За водителем и штурманом — грузовой отсек, в котором можно разместить трех раненых морпехов.

Можно предположить, что жюри понравились хорошие геометрические показатели проходимости и стремительный авиационный профиль концепта — других плюсов не замечено.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *