Описание Байкала

Байкал лежит в пределах Иркутской Губернии между 51° и 56° северной широты и 121° и 128° восточной долготы, в 62 верстах от города Иркутска. В длину простирается на 600, в ширину от 30 до 86 и в окружности на 1865 верст.



Название Байкала некоторые производят от Якутских слов: бай - богатый и кел - озеро; другие же от Китайских Бей-хай, означающих северное море. Китайцы, почитая свое Государство средиземным, назначают Байкал северным оного рубежом. Но вероятно Русские узнали о Байкале от Якутов, с которыми гораздо прежде познакомились, нежели с другими тамошними жителями.

Некогда Байкал известен был под именем великого озера, потом прозвали его морем1) и Святым морем. Первое из сих названий по справедливости принадлежит Байкалу. Хотя в Байкале водятся тюлени и некоторые свойственные морю рыбы, также растет в глубине его морская губка и выбрасываются на берег иные морские произведения; но при всем том нельзя его почесть морем: ибо вода в нем пресная, прилива и отлива не бывает2) и нет никакого сообщения с морем, кроме посредством реки Ангары, которая с величайшим стремлением прошед около 1872 верст от Байкала чрез многие пороги, подводные камни и мели, впадает в Енисей, соединяющийся с Ледовитым морем.

Неизвестно, с которого времени Русские дали Байкалу название моря, принятое ими вероятно от Бурят или Тунгусов, из коих первые именуют его Далай, а последние Ламе: словами, означающими море. Бель, бывший на Байкале в 1720 году, называет его Святым морем3).

В Статистическом обозрении Сибири сказано, следуя какому-то преданию, что Байкал назван Святым морем, по одному камню на острове Ольхон, на котором Буряты приносят жертву и к которому имеют они благоговейное почтение4). Всякий, думаю, будет согласен, что столь почтительное имя, данное Русскими Байкалу, не могло иметь основанием сего презрительного идолопоклоннического обряда, совершаемого Бурятами и Тунгусами. Без сомнения, оно имеет другое начало, или может быть произошло от претерпеваемых плавающими на Байкале многих бедствий, особенно осенью пред замерзанием его, когда свирепствуют жестокие ветры и носятся над ним густые, непроницаемые туманы, тем более опасные, что с южной стороны облежат Байкал - фото байкала утесистые скалы и нет на оном ни пристаней, ни якорных мест.

1) В проезд Избранда-идеса чрез Байкал 1692 года марта 10, собравшиеся на берегу его разные тамошнего края жители уговаривали, чтобы он, пока будет на Байкале, называл его морем, дабы избежать опасности от сильного ветра, какой подвергались не наблюдавшие того путешественники. Но Избранд-идес пренебрег таковым легкомысленным советом и благополучно достиг на другой берег, сожалея о слепоте людей, которые вместо упования на Бога, обладающего всем, и коему послушны моря и ветры, прибегают к суеверным вымыслам (см. Журнал путешествия Избранда-идеса, напечатанный в VIII ч. Древней Российс. Библ.). К удивлению, есть еще и доныне такие легкомысленные люди, которые из подобного же опасения не смеют Байкал именовать иначе как морем.

2) В Словаре Географ. Российс. Госуд., изданном Щекатовым 1801. Ч. I. стр. 308 и Ч. II стр. 804, не справедливо сказано, что Байкал имеет периодическое прибавление и убавление вод, подобно морю.

3) Путеш. в Китай, Русский перевод, Ч. I. стр. 237.

4) Хотя Ольхон последователи Шигемониевой веры и Бугои (Шаманы Бурятские) почитают местопребыванием божка Бегдзея, коему будто бы подвластны Онготы или духи неблагоприятствующие людям, и там приносят им жертвы; но камень, особенно уважаемый Бурятами и Тунгусами, находится при выходе Ангары из Байкала. Сей камень Русские называют Шаманским. Он состоит из гранита и возвышается на одну сажень над водою, имея в окружности 7 сажен. По мнению Шигемониан и Бугоев на нем обитает Емник-цаган-ноён (белый неукротимый господин). На сем камне можно видеть ежегодное стояние воды в Байкале, отличающееся полосами речного ила.

Многие почитают Байкал обширным провалом, произведенным одним из ужаснейших землетрясений. Они доказывают сие мнение тем, во-первых, что некоторые из гор его окружающих кажутся обрушившимися; во-вторых, что дно Байкала наполнено чрезвычайными неровностями, представляющими подле необыкновенной глубины, мели и гряды холмов, на коих будто бы в ясную погоду приметны даже деревья и кустарники5); в-третьих, что в окрестности Байкала находятся вулканические произведения и источники горячей воды; в-четвертых, что почти ежегодно там бывают землетрясения и проч. Но каким образом изъяснить существование в Байкале морских животных и других подобных произведений? Для разрешения сего вопроса, надобно будет согласиться, что Байкал прежде великого переворота, произведенного соединенными силами огня и воды, следы коего доныне еще не изгладились, имел тесную и удобнейшую для перехода в него морских животных связь с Охотским либо иным каким морем, или не составлял ли сам по себе моря.

Первое путешествие по Байкалу предпринято Русскими в 1643 году6). Тогда отправлен был из Якутска козацкий пятидесятник Курбат Иванов с 75 человеками, большею частью из промышленных. Они достигли только до острова Ольхона, и одержав победу над живущими тут Бурятами, числом до 1000 человек, возвратились. После того посланы были на Байкал из Енисейска в 1644 козачий атаман Василий Колесников со 100 козаками, а в 1646 году сын боярский Иван Похабов с 80 человеками. Колесников переплыл Байкал, имел намерение пристать к южному его берегу; но Монголами и Бурятами не был к тому допущен. Похабов же не только переправился на тот берег; но собрал с жителей ясак, свел знакомство с Монгольским Цецен-ханом и получил порядочные сведения о всей тамошней стране.

ПечатьE-mail